Вход на сайт

Поиск

Музей в соцсетях

  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Мы на Ютубе

  • Наш канал #НСОШ3ТВ
  • Школа в фото

    Новости 2009-2019

    Дипломы сайта

    Статистика





    Суббота, 27.04.2024, 12:26
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Школьный музей "Истоки"
    Главная | Регистрация | Вход
    Глава 3. По волнам нашей памяти.


    Очередная глава нашей книги написана учителями – теми, кто пришёл на смену легендарным педагогам 40-50-х годов и создавал современное лицо нашей школы. 



    Педагогический коллектив школы в 50-е и 90-е годы XX века.
    .
    Из школьной летописи
    .
    Медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» награждены: Сапрыкина Мария Степановна, Стецкая Наталья Илларионовна, Кулакова Елена Яковлевна, Мордвинцева Антонина Васильевна.
    .
    К концу 2 четверти 1940-41 учебного года школа заняла I место на Оренбургской железной дороге, добившись успеваемости 84%.

    Из протокола педсовета от 14.01. 1941 г: У ученицы Измайловой в сумке обнаружены посторонние книги и стихи.

    Все выпускники 1942 года - 23 человека - ушли на фронт

    Александра Ильинична Маркелова


            Я пришла в железнодорожную школу в 1965 году по рекомендации Реммы Яковлевны Воробейкиной. Мы с ней дружили с детства. Когда мы учились, и наши классы из двух школ дружили. Я была председателем учкома в сельской школе, прихожу в железнодорожную школу приглашать на вечер, сразу иду договариваться к директору – Ивану Дмитриевичу Кунавину. Он очень подробно расспросит: какой доклад, кто будет делать, что будет в художественной самодеятельности.

    Потом я училась на географическом факультете, работала в Казахстане директором школы. Приехав оттуда, работала в интернате, преподавала немецкий язык. Почему немецкий? Очень хорошо знала его. Когда я училась в институте на втором курсе, открылся факультет иностранных языков, и мой преподаватель Лев Борисович предлагал мне без экзаменов туда перейти, но мои родители были против.  Я осталась на географическом факультете. Но, видно, судьба: часов географии не было, так я и стала учителем немецкого языка. 

    А уже потом Ремма Яковлевна порекомендовала меня в завучи в  железнодорожную школу.  Директором был тогда Кулаков Александр Алексеевич. Хороший был человек, справедливый… Когда он уговаривал меня стать завучем и мы с ним поехали в райком, он обещал мне часы географии. Возвращаемся на автобусе, переехали за базар (туда, где начиналась территория железнодорожной школы), и он мне говорит: «Ну вот, начинается наш микрорайон. А географию я Вам не дам, Вы же не захотите отбирать часы у своей учительницы». А у меня  классным руководителем была Мария Степановна Сапрыкина, она какое-то время работала в сельской школе. «Вот как вели в интернате немецкий язык, так и будете вести». И дали мне три пятых класса.  Великолепные были классы!  Пензенский институт заочно окончила. Без «хвостов» училась, всё вовремя сдавала.

             Когда я стала завучем, мне так трудно было составлять расписание (в Казахстане у меня было два завуча – по казахскому отделению и по русскому отделению), и мне Александр Алексеевич  всегда помогал. Первое время – два года – меня учил. А детей было в школе более тысячи,  я помню, составляла отчёты –  1020,  1007 учеников. Учились в трёх зданиях, в классах было по 40 человек, в две смены вплотную, но умещались. А когда я ушла из завучей  (на пятом, выпускном курсе училась) и взяла класс, в нём было 46 человек.

    Очень было нелегко работать, я была одним завучем на тысячу человек, тогда даже организатора внеклассной работы не было. Стало гораздо легче, когда ввели институт старших вожатых. Мне посчастливилось работать с Зинаидой Васильевной Телегиной. Она работала у нас пионервожатой, хотя ей было уже за сорок лет. Вся пионерская работа была на ней. Как проходили сборы! Все стояли по струнке, всё было подготовлено, расписано  от начала до конца. Очень знающая, талантливая была. Организатор замечательный. С ней было работать легко. Очень много знала и умела, была награждена значком ЦК ВЛКСМ за прекрасную организацию пионерской работы. Тимуровская работа при ней была очень хорошо поставлена. Это действительно она организовывала, её большая заслуга в том, как была налажена тимуровская работа. Потом Наталья Александровна Панина работала, тоже хорошая вожатая была.

    Интересные совещания были у нас в Челябинске. И всегда нашу школу хвалили. Я помню, ставился такой вопрос – железнодорожная тематика на уроках. Мне поручили приготовить доклад на совещание. Конечно, тема эта всегда проходила на моих уроках, но надо было весь материал обобщить. Я сначала испугалась – как же это всё собрать? Но всё-таки собралась с силами, приготовила всё, что у меня было, и поехала в Челябинск. А методист и говорит: «Ну вот, а мы в прошлом году ездили в Свердловск, по такой же теме гораздо слабее выступление было!»      

    Вообще, наши доклады на совещаниях (мне, как завучу, это было  знакомо) были очень грамотные.

    Коллектив был очень дружный, большой. А какой сильный! Очень любили в коллективе Тилимона Петра Игнатьевича. И физкультура у нас была на высоте! После Тилимона и Анатолий Егорович Шлыков ездил с детьми на соревнования, и Алла Семёновна Платонова – всегда с кубками, с грамотами приезжали.

    А ещё тогда у нас в школе было два хора – пионерский и комсомольский. И руководил ими Виктор Александрович Суетов. Ездили мы выступать в Бузулук  (были отделенческие смотры-конкурсы)  и тоже всегда побеждали. Умел он это делать. Мы все очень жалели, когда он переехал от нас.

      Одно время мы проводили в школе литературный КВН - зачинщиком его была Валентина Ивановна Коршикова. Она была энтузиастом. С каким успехом проходили эти конкурсы! Кстати, тогда в школе тоже было литературное объединение, как сейчас «Пегасик». Валентина Ивановна учила детей писать очерки. Мы отсылали эти работы в Челябинск, и прислали нам в школу книжечку, в которой были работы наших учеников.

    Прекрасный учитель была Мария Васильевна Черных, талантливый. Очень тактичная, она уж на учеников никогда не закричит… Но она работала до восьмого класса, так как образование у неё было – учительский институт. Только однажды Кулаков ей сказал: «Будете доводить свой выпуск до конца». И она выпустила его не хуже тех, кто был с высшим образованием. Бывало, надо ехать на совещание – никто не соглашается. Александр Алексеевич говорит: «Ну что же, давай уговаривать Марию Васильевну». Она сначала не хочет, отказывается: «Что я там скажу», - стеснялась, но всё-таки поедет. Приезжает, делится впечатлениями. 

    А Карликов Иван Власович! Он по специальности -  учитель истории, но в моё время был завучем по начальным классам и вёл обычно обществоведение. Какой был замечательный человек, как он знал свой предмет! Рассуждал с ребятами, постоянно споры у него на уроках. Даст им какую-нибудь проблему – и ученики высказываются, а он в заключение урока итоги всех этих споров подведёт, всё по местам расставит.

      Какие были учителя начальных классов! Галина Петровна Жбанова, Мария Тимофеевна Енукова, Александра Павловна Кунавина – у неё ведь орден Ленина был. Кочергина Александра Тимофеевна, Баклина Нина Васильевна – это ведь всё были таланты. А потом им на смену пришла Любовь Александровна Явкина. Я брала у неё класс. Очень сильные были дети.

    Ещё обязательно надо вспомнить Владимира Карловича Альбрехта. Какой у него был кабинет! Дети выходили замечательными чертёжниками. А как был оформлен спортзал на Новый год благодаря стараниям Владимира Карловича! Под ёлкой медведь рубил дрова, на стене висели сказочные часы, которые ходили. Он вообще мастерил интересные игрушки, например, такой автомат – кидаешь монетку, а оттуда вылетает резинка. Дети были в восторге.

     Бянкин Иннокентий Дмитриевич хороший историк был. Тот в основном из своей молодости рассказывал о гражданской войне, ребятишкам  интересно было, расспрашивали.

    Да, сильный был коллектив... Радует, что и сейчас учителя славятся своими знаниями, требовательностью. Хочется пожелать родной школе, чтобы берегла традиции, чтобы чаще читали мы в газете о её достижениях. Поздравляю с получением ордена Ломоносова!

    Александра Ильинична Маркелова, 

                                                         учитель немецкого языка, учитель-методист,

                                                       Отличник народного образования,

                                                                          ветеран педагогического труда.

     

    Галина Семёновна Чигорина 


        Школьные годы чудесные… Это непреложный факт для всех поколений. …Разве они пролетят без следа? Нет! Не забудет никто никогда школьные годы! И чрезвычайно важно, чтобы память эта была светлой, тёплой, благодарной.
       Директором школы я работала 8 лет. И все эти годы со мной были мои замы – Вязикова Валентина Анатольевна, Черняева Вера Петровна, Одаевская Галина Андреевна, дружный, работоспособный, творческий педколлектив.
      На базе нашей школы каждый год отдел учебных заведений проводил семинары учителей истории, иностранного языка, математики, трудового обучения. Особенно ответственным был семинар директоров школ Южно-Уральской железной дороги. Готовились к его проведению тщательно, серьёзно. Каждая секция обсуждала планы проведения открытых уроков. Приехали гости! Более тридцати человек. Семинар двухдневный. Разместили, накормили, познакомили с планом проведения семинара. Было дано 17 открытых уроков и внеклассных мероприятий. Уроки давали наиболее опытные учителя, завучи и директор. При подведении итогов гости благодарили за тёплый приём, радушие. Все проведённые мероприятия, открытые уроки получили отличные оценки. Было подчёркнуто педагогическое мастерство, профессионализм учителей школы, элегантность. С удивлением говорили гости о неожиданном впечатлении, полученном в школе, находящейся в такой глубинке, о большой пользе по обмену опытом (не зря приехали!). Ученики наши принимали активное участие во всех мероприятиях, гордились своими учителями, сумевшими дать глубокие знания, научившими быть воспитанными. 
       Чтобы получить такие высокие результаты в педагогической работе, нужна была крепкая материальная база и постоянное совершенствование в педагогическом мастерстве. 
        Первую проблему решает всегда директор школы. В каждой секции был необходимый набор технических средств обучения (кодоскоп, фильмоскоп, магнитофон, проигрыватель и т.д.). Ежегодно через магазин наглядных пособий пополняли демонстрационным и лабораторным оборудованием кабинеты физики и химии. И вот компьютеры у нас, и первый компьютерный кабинет в районе с этими удивительными и необычными в то время машинами – в школе №80. Интерес к занятиям в этом кабинете был чрезвычайным, занималась новым для себя делом Марина Петровна Чуфистова. Школьники с гордостью делились впечатлениями с учениками других школ. 
        Решением второй проблемы – совершенствования педагогического мастерства – занималась завуч школы Вязикова Валентина Анатольевна. Каждый месяц проводились семинары по обмену опытом. Очередной семинар готовила каждая секция. Тематика была разнообразной, но обязательным был обзор педагогической литературы, сообщения о проведённых открытых уроках, демонстрация наглядных пособий (раздаточного материала), изготовленных руками учителей и учащихся. Таким образом, совершенствование педагогического мастерства осуществлялось и фронтально, и индивидуально. Отдел образования Южно-Уральской железной дороги оценивал работу педколлектива, награждая учителей. Нагрудный знак «Отличник народного образования» получили Александра Ильнична Маркелова, Светлана Константиновна Стуколова, Валентина Анатольевна Вязикова, Римма Яковлевна Воробейкина. В 1993 году завуч школы Вязикова Валентина Анатольевна получила почётное звание «Заслуженный учитель РСФСР».
        Организатор внеклассной работы Черняева Вера Петровна с классными руководителями вела интересную, содержательную, оставляющую глубокий след в умах и сердцах школьников, работу. 
        Замечательны пушкинские вечера, подготовленные учителями литературы – Вязиковой Верой Ивановной, Решёткиной Татьяной Владимировной, Андреевой Зоей Александровной. Девочки в бальных платьях, мальчишки, изменившиеся до приятного удивления от раскрывшихся талантов, во фраках, цилиндрах. Звучит музыка Чайковского, исполняются романсы на стихи Пушкина. А вот – зажжённые свечи, карты… «Пиковая дама». 
       Яркие, эмоционально насыщенные вечера русского народного творчества, подготовленные Барсуковой Любовь Петровной, Гельвер Светланой Петровной, сопровождаемые музыкой ансамбля народных инструментов под руководством талантливого музыканта, автора многих песен Литвинова Виктора Васильевича. Первая в районе «Ямаха» появилась у нас. Он организовал видеостудию, кружок технического творчества. Под его руководством и направляющим началом Веры Петровны участники художественной самодеятельности школы занимали призовые места на смотрах и в Челябинске, и у нас в районе.  
        В те годы работали пионерская и комсомольская организация. Детям было интересно учиться, участвовать в пионерских сборах. Дробь барабана, звуки горна, построение, сдача рапорта, красивая форма, яркие галстуки. Всё это и дисциплинировало, и воспитывало патриотизм. Старшая пионервожатая Любовь Петровна Барсукова и Вера Петровна Черняева отвечали за работу «Зала молодогвардейцев». Зал был оформлен прекрасно. Помогли необходимым материалом Герцен Яков Петрович, Антипин Александр Николаевич, художник Николай Горбатков. 
        А с каким удовольствием играли школьники в игру «Зарница», организованную Анатолием Егоровичем Шлыковым и Любовью Петровной Барсуковой! Военно-патриотическое воспитание продолжалось и потом. Старшеклассники выезжали с Анатолием Егоровичем в поле, где они разбивали палатки и жили по уставу военно-спортивного лагеря.

       Незабываемой осталась научно-практическая конференция «Мораль и этика». Старшеклассники готовились серьёзно. Форма проведения была выбрана дискуссионная. Каждый имел право высказать своё мнение по любому вопросу, которые не были заранее известны. В основу были положены труды Карнеги. Присутствующий на конференции заместитель начальника отдела учебных заведений Южно-Уральской железной дороги был удивлён высоким научным уровнем мероприятия в такой глубинке, обстоятельными ответами школьников, сформированностью понятий о морали и этике. 
       КВН – две команды: старшеклассники и учителя (и завучи, и директор). Сколько остроумных находок, юмора, таланта продемонстрировали школьники! Все получили огромное удовольствие. 
         Школа в то время работала в две полновесные смены, что отражалось и на здоровье учащихся. Обучение начиналось с 6 лет. Дети были в школе весь день.

        Для них наш заместитель по хозяйственной части Галина Андреевна Одаевская оборудовала вместе с учителями труда Шкатовым Петром Михайловичем и Смагиным Виталием Геннадьевичем большую комнату отдыха (на снимке): двухъярусные коечки для дневного сна, детские столики и стулья для занятий, уголок для игр. Работали в этой группе самые опытные учителя.
         Физкультура и спорт – основа сохранения здоровья. Анатолий Егорович Шлыков и Алла Семёновна Платонова умело организовывали эту работу. Об уровне физической подготовки судили по результатам соревнований, на которых наши ученики занимали призовые места. Внеклассная спортивно-массовая работа, я уверена, навсегда оставила свой след в памяти наших выпускников. Посещая уроки физкультуры и внеклассные мероприятия, я, директор школы, взрослый человек, получала массу удовольствия, наблюдая, с какой отдачей, азартом соревновались школьники в «Весёлых стартах». На одном из вечеров, посвящённых встрече с выпускниками, Анатолий Егорович и Алла Семёновна организовали командные соревнования - выпускники, учителя, старшеклассники. Это было замечательно! 
       Организация горячего питания – немаловажный фактор в сохранении здоровья ребёнка. Школьная столовая была хорошо оформлена. Помог Большаков Виктор Фёдорович. Необходимо было приобрести дополнительные электроплиты, хлеборезку, электромясорубку. Надо было ехать в Оренбург. Галина Андреевна Одаевская, не добившись от замначальника Оренбургской железной дороги положительного результата, минуя преграду секретаря, зашла в кабинет начальника и заявила: «Ваш Махно…», чем наповал сразила начальника. Он со смехом поправил её: «не Махно, а Михно». Ответ был таков: «А мне всё равно, кто он. Мне подписать надо документ на получение оборудования для столовой». И начальник подписал. Галина Андреевна – удивительная женщина. Она вела хозяйство школы, как своё собственное. На складе у неё было всё, чтобы обеспечить стабильную работу технического персонала, всё необходимое для текущего ремонта школы, в котором принимали участие и ученики, и учителя труда, и классные руководители.

        Трудовое воспитание предусматривало приобретение профессиональных навыков. В школе были оборудованы мастерские для мальчиков, кабинет автодела, в котором ученики старших классов проходили подготовку к сдаче экзамена на права водителя. Для приобретения практических навыков вождения был необходим новый автомобиль. Сколько же труда пришлось потратить для его приобретения директору школы! Помог наш Иванов Анатолий Трофимович. Для девочек кабинет домоводства помогла оборудовать необходимым числом швейных машинок Полищук Галина Григорьевна. А учитель домоводства Лилия Николаевна Бочкарёва учила девочек и готовить, и красиво накрывать на стол., и манере поведения за столом. А девушки учились кроить, шить. Атмосфера на уроках домово

    Copyright MyCorp © 2024