«Хранилище души»
Учебный проект по литературе.
Казеева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.
В момент европеизации жизни общества и падения уровня национального самосознания проект «Хранилище души» является формой разрешения одной из ведущих проблем литературы 20 века – состояние русского Дома. Он позволяет выработать собственную позицию, затрагивает не только литературный процесс, но и историю страны, биографический материал.
Название учебного проекта: «Тема русского дома в литературе 20 века».
Основополагающий вопрос: Что такое Русский Дом?
Дидактические цели проекта:
1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с большим объёмом информации и умений работать в команде.
2. Осознание целостности и своеобразия художественного мира.
3. Воспитание нравственной личности.
Методические цели:
1.Проследить за развитием темы Дома в литературе 20 века.
2. Научить: - кратко излагать свои мысли письменно; - устанавливать связь между знаниями в различных учебных предметах; - обрабатывать и представлять полученную информацию.
3. Способствовать совершенствованию навыков анализа текста.
Исполнители: одиннадцатиклассники.
Весь класс делится на 4 группы: исследователи и социологи, биографы и литературоведы. Учащиеся, входящие в первую и вторую группы, собирают материал об истории русского дома, его внешнем виде, внутреннем убранстве, традициях, домах Новосергиевки и долгожителях, составляют анкеты и проводят опросы. Члены третьей и четвёртой группы изучают информацию о домах писателей, поэтов и их семейных традициях.
Все одиннадцатиклассники на уроках изучают вопрос изображения дома в литературе и его 100-летний путь. Используя алгоритм движения мысли, заполняют технологические карты, чтобы понять, каким видел и создавал народ свой Дом, есть ли настоящее и будущее у русского Дома.
Этапы и сроки работы:
1. «Мозговой штурм» - 1 занятие, 10 минут.
2. Формирование групп для проведения исследования, выдвижение гипотез решения проблем.- 1 занятие, 10 минут.
3. Выбор творческого названия проекта (учитель и учащиеся) – 1 занятие, 10 минут.
4. Обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации -1 занятие, 10 минут.
5. Самостоятельная работа групп в течение нескольких месяцев (октябрь-апрель) по всем вопросам.
Для разрешения 4 - 5 вопросов обращаемся к урокам по таким темам:
1. Многозначность понятия «дом» в книге И.С.Шмелёва «Лето Господне: надёжное гнездо, маленькая вселенная, средоточие духовной жизни, храм.
2. Концепция Дома С.Есенина: Родина, семейный очаг, согретый любовью; историческая память, духовная колыбель.
3. «Дом поэта» М.Волошина: рай на берегу моря, земля добровольного изгнания, убежище от петли и расстрела.
4. Тема Дома и Семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия»: Дом, Семья, Вера – начало всех начал, залог сохранения лучших традиций и нравственных ценностей, источник жизни и культуры.
5. Защита работ и создание модели «Дом будущего».
Предлагаемые формы защиты: групповые - презентация, путеводитель, этнографический вестник, заочное путешествие; индивидуальные - технологическая карта, эссе, буклет и т.д. Деятельность в рамках проекта позволяет учащимся познакомиться с новыми подходами к изучению темы, оценить, систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки.
Проект нацелен на личностно-ориентированное обучение, позволяет переносить знания, умения и навыки в новую учебную ситуацию, формирует навыки создания собственных произведений о доме, направлен на воспитание патриотизма и пробуждение чувства национальной гордости за русский народ. |