Сквозь призму науки
(творческая работа по биологии)
Подшивалова Н.П., учитель биологии МОУ «НСОШ №3»
Концепция модернизации поставила учителя не только перед необходимостью творческого использования готовых учебно-методических комплектов, но и потребовала создания новых. С этим в последнее время столкнулись многие учителя, ведущие курсы по выбору и элективные курсы. Каждому приходится прорабатывать огромное количество материала, выбирать форму его подачи, чтобы поддержать и повысить интерес учащихся к предмету.
В нашем предмете недостаточно внимания уделяется биологии как науке, ее истории, достижениям и перспективам. Эти вопросы разбросаны по разным темам, поэтому у учащихся не сформировано целостное представление о биологической науке. Элективный курс «Биология – наука о живой природе» позволяет не только обогатить знания учеников по биологии, но и показать, что наука – это не собрание отдельных фактов и законов, а плод трудов многих поколений ученых-исследователей. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой CCI века. Она глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс стал особенно интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией и физкультурой.
Актуальность использования информационно-коммуникативных и проектных технологий в учебном процессе не вызывает сомнений. По проектной методике Intel. «Обучение для будущего» был создан учебный проект «Сквозь призму науки». В его реализации принимали участие учащиеся 10 класса – слушатели курса.
Реализованный учебный проект включает в себя не только разнообразные творческие работы учащихся, но и комплект учебно-дидактических материалов, созданный учителем. Этот комплект предназначен для расширения знаний о биологической науке, для профориентации, а также для знакомства с компьютерными программами: PowerPoint, Publisher, Excel.
В комплект вошли различные творческие работы: презентации элективного курса и проекта, уроки-лекции, различные виды творческих работ, выполненные с использованием компьютера. В начале каждой темы я предлагала учащимся свой вариант работы, постепенно знакомя их с различными видами, выполненными с помощью программ Microsoft Office.
В комплект входит:
1. Поурочно-тематическое планирование элективного курса.
2. Презентация курса.
3. Презентация проекта «Сквозь призму науки».
4. Урок-лекция «Биология как наука».
5. Быстрые публикации «Из истории биологии. Мифы и легенды».
6. Спектакль об истории анатомии «Драма идей от косности людей».
7. Бюллетень «Лауреаты Нобелевской премии».
8. Буклет из серии «Люди науки: творчество, личность» «Путешественник, ученый, педагог».
9. Урок-лекция «СПИД – чума 21 века».
10. Веб - сайт «В мире научных открытий».
11. Публикация «Биология в мире профессий».
Этот комплект можно использовать не только на элективном курсе, но и на базовом и профильном курсах биологии 10-11 классов. Кроме комплекта материалов в электронном виде, можно сделать и бумажный вариант, что очень важно для учителя и учеников.
Конечно, курс, апробированный всего один раз, несовершенен. Но это значит, что у учителя есть прекрасная перспектива работать творчески, каждый раз насыщая его новыми интересными формами работы, обогащая его содержание. |