Проектная работа учащихся на уроках немецкого языка
Мстиславская Юлия Спартаковна, учитель немецкого языка НСОШ №3
Специфика предмета «иностранный язык», на мой взгляд, не позволяет проводить подлинные исследования, объектом и предметом которых являлся бы сам язык. Основополагающий вопрос нашего проекта поэтому звучит скорее риторически, это просто творческое название темы проекта: Красота спасёт мир? Название родилось в процессе «мозгового штурма», когда ребята задумались: а что, собственно, мы сможем исследовать в рамках этой темы? «Что такое изобразительное искусство», - сказал один из учеников. «Красота»,- ответил второй. Далее раздались две реплики: «Не всегда» и «Красота спасёт мир». Их мы и взяли за основу, причём учащиеся выдвинули даже такое предположение: а, может быть, немцы всегда предпочитали войну, а не мир, потому что им не хватает в жизни красоты? И есть ли художники в Германии? Это мы и стали выяснять.
Дидактическая цель проекта – формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Цель, которую ставят перед собой учащиеся, созвучна названию учебной темы: творчески изучать культуру.
Были предложены следующие виды работы:
· Что такое красота? Социологический опрос.
· Как мы это понимаем? Понятийный словарь по теме «Изобразительное искусство».
· Красота – это изобразительное искусство. Что мы знаем об изобразительном искусстве в Германии? Сообщение.
· Мы и красота. Выставка работ учащихся.
I группа учащихся выбрала в качестве проектной работы социологический опрос. Ребята наметили задать ученикам школы, родственникам, знакомым (детям и взрослым) следующие вопросы: 1. Что такое красота? 2. Может ли, по-Вашему, красота спасти мир? 3. Каких художников Вы знаете? 4. Известны ли Вам имена немецких художников? Результаты были оформлены в виде диаграмм. Для этого с ребятами было проведено дополнительное занятие в компьютерном классе, где им показали, как составлять диаграммы в программе Microsoft Office Excel.
II группа взялась составить понятийный словарь по теме. Своей задачей они поставили создание иллюстрированного словаря, поэтому оформлять его стали сразу в программе Microsoft Power Point, подыскивая иллюстрации в коллекции Microsoft Office и в Internet. Не найдя нужных иллюстраций, ребята решили использовать фотографии с выставки известного оренбургского художника А.И. Овчинникова, которую они посетили незадолго до этого, и здесь им понадобилось знание программы «Adobe Photoshop»
III группа решила подготовить сообщение по теме «Изобразительное искусство в Германии». Поскольку с некоторыми художниками мы знакомимся по текстам учебника (это в основном первая половина двадцатого века), ребятам захотелось сравнить, какими путями развивалось искусство в ФРГ и ГДР. За информацией ученики обращались в библиотеки, к учителям изобразительного искусства, в Интернет. Сообщение было заслушано на уроке, а обобщённую информацию оформили в виде буклета. Для этого им пришлось научиться работать в программе Microsoft Office Publisher. Попутно они оформили выставку портретов и картин немецких художников, сканируя их из найденных книг (программа EPSON Smart Panel).
IV группа, имея в виду цель работы над проектом – творчески изучать культуру, - продемонстрировала творческие способности учеников класса. На одном из уроков они организовали выставку и провели по ней экскурсию. Сделав фотографии и используя программу Adobe Photoshop, они оформили слайды для презентации в программе Microsoft Power Point.
Заключительный урок по теме проведён в виде конференции, на которую были приглашены гости – учителя, ученики из параллельных классов, родители. Учащиеся продемонстрировали мультимедийную презентацию, каждая группа коротко рассказала о своей работе. Учащиеся сделали вывод, что красота играет важную роль в жизни людей, люди нуждаются в ней, почти все стремятся сотворить своими руками красоту. А пока будут жить творческие люди – будет жизнь на земле. |