Практико-ориентированный проект
«Литературный клуб как эффективная организационная форма
развития литературно-творческих способностей учащихся».
Платонова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «НСОШ №3»
Целью данного проекта является разработка и апробация долгосрочной программы развития литературно-творческих способностей учащихся посредством деятельности клуба, создние методической модели занятия, а также выработка методических рекомендаций по организации деятельности клуба и рекомендаций по созданию портфолио.
Актуальность проекта обусловлена противоречием между назревшей потребностью общества в творчески мыслящих личностях, способных реализовать свой креативный потенциал в меняющихся жизненных условиях и недостаточной разработанностью методик, позволяющих развить творческие способности школьников.
Проект опирается на следующие положения:
· Клубная деятельность – одна из наиболее продуктивных форм, способствующих развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения, учение с увлечением позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности личности.
· Необходим целостный подход к обучению и развитию учащихся. Это достигается сочетанием когнитивных и аффективных аспектов развития личности, так как именно в этом случае осуществляется динамическая связь между эмоциональным настроем, способностью к саморегулированию и познавательной активностью.
В основе проекта лежит долгосрочная программа развития литературно-творческих способностей учащихся, углубляющая и расширяющая сведения учащихся об основах стихосложения, изобразительно-выразительных средствах языка, жанрах и формах литературы. Программа предполагает тесную взаимосвязь теории и практики литературного творчества.
Эти положения нашли отражение в модели творческой мастерской «Погружение в тему», разработанной на основе трёхуровневой модели творческого обучения Д. Треффингер и адаптированной к задачам развития литературно-творческих способностей учащихся.
Данная методическая модель занятия предусматривает три направления работы, результатом которой является продуктивная деятельность учащихся по созданию оригинальных произведений:
· Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, эмоционально-чувственного восприятия мира)
· Развитие сложных мыслительных процессов посредством умственных операций и действий.
· Обучение приёмам творческой деятельности.
Ведущими методами при этом являются метод сотрудничества, метод свободного выбора, метод самоанализа и самооценки.
Алгоритм занятия «Погружение в тему»
1. Разминка.
2. Организованное наблюдение.
3. Беседа.
4. Диалог.
5. Выполнение развивающих частично поисковых заданий по теме.
6. Самостоятельное создание оригинальных творческих работ.
7. Рефлексия.
На каждом этапе занятия учащимся предлагаются разнообразные вопросы и задания, объединённые общей темой. Занятия данного типа наряду с другими формами клубной деятельности способствуют развитию творческого начала детей и приводят к положительным результатам.
В результате диагностики выявлена положительная динамика в когнитивном и аффективном аспектах развитии личности учащихся. Повысилась мотивация и познавательная активность учащихся, уровень мыслительных процессов и овладение творческими приёмами. |