27 марта в Оренбурге в областной библиотеке им. Крупской состоялся круглый стол «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школах региона и пути их решения». От Новосергиевского района были приглашены начальник РОО Стародубцева Н.В. и руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка Мстиславская Ю.С.
![](http://nsosh3.ucoz.ru/_nw/13/s65108668.jpg)
За круглым столом собрались педагоги, работники Министерства образования Оренбургской области, представители муниципальных органов образования, ректоры оренбургских ВУЗов, члены молодёжного парламента. Разговор шёл о проблемах, связанных с введением третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Инициатором проведения круглого стола стало Законодательное собрание Оренбургской области, вёл мероприятие заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по образованию, науке, культуре и спорту Виктор Доценко (фракция «Единая Россия»).
![](http://nsosh3.ucoz.ru/_nw/13/s85495479.jpg)
Проблемы были обозначены прямо, откровенно и остро. Первый заместитель министра образования Сафонова Галина Ивановна озвучила результат предварительного опроса учителей, которые считают, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку не в состоянии сегодня сдать 80% выпускников школ. Причины этого стали понятны из выступления ректора ОГПУ Алёшиной Светланы Александровны, одна из главных – «двойной негативный отбор» учителей. Ведь известно, что в педагогический ВУЗ идут сейчас не самые сильные школьники, а из них потом идут работать в школу не самые сильные студенты.
А кто работает в школах области? 67% учителей немецкого языка, например, работающих сегодня, - предпенсионного возраста. 190 учителей, ведущих иностранный язык – не специалисты. 536 учителей не прошли курсовую подготовку и повышение квалификации. Да и как можно за три часа в неделю дать ребёнку такой уровень владения языком, который позволит сдать ОГЭ и ЕГЭ?
Какие же меры принимаются, чтобы повысить качество преподавания иностранного языка? Вносятся изменения в учебные планы профессиональной подготовки, предусматриваются зарубежные стажировки для преподавателей, расширяется сетевое взаимодействие с зарубежными ВУЗами. А в ОГУ на каждой кафедре работают преподаватели – носители языка (английского, немецкого, французского, китайского). Вопрос – кто из студентов, обучающихся сейчас у зарубежных преподавателей, придёт работать в школу? Поэтому предлагается проводить ежегодное практико-ориентированное повышение квалификации учителей с проведением мастер-классов, лингвистических практикумов.
![](http://nsosh3.ucoz.ru/_nw/13/s52974903.jpg)
Одно из самых интересных предложений, прозвучавших за круглым столом – «умные каникулы», т.е. профильные смены в лагерях не только для учеников, но и для учителей, где разрешается говорить только на иностранном языке. А Виктор Алексеевич Доценко даже предложил обращаться к нему, если возникнет необходимость в школе встретиться с носителями языка.
Поднимался вопрос и о мотивации учителя, но как-то мимоходом. А как это актуально для учителей – больше свободного времени для творчества, самообразования, оборудование рабочих мест учителей иностранного языка – ведь преподавать язык без современного оборудования невозможно! Остро стоит также проблема удержания молодых кадров.
К сожалению, все очерченные проблемы касались в основном педагогов. О том, что у нас сегодня есть проблема и с детьми, говорить учителям не рекомендуется… Поэтому будем работать, и, как всегда, невозможное делать возможным! И будем надеяться, что экзамен в девятом классе по иностранному языку станет обязательным только для тех, кто решит пойти в десятый.
За дело, друзья! Знание языка – это характеристика уровня образования. Будем повышать уровень образования выпускников третьей школы!
Мстиславская Ю.С., учитель иностранного языка, руководитель РМО. |