Дизайн школы как фактор поликультурного развития личности
Практико-ориентированный проект по ИЗО, 2 место.
Панина Светлана Петровна, учитель рисования МОУ «Новосергиевская СОШ №3».
Сегодня многие школы стремятся обрести свое лицо, стать школами в истинном значении этого слова – Школами с большой буквы. Лицо школы, ее облик вырабатывается длительно, в результате взаимодействия многих обстоятельств – объективных, общекультурных, личностных, исторических, биографических. Хорошо продуманное оформление школы оказывает благотворное влияние на учащихся, создает бодрое настроение, способствует всей их учебно-трудовой деятельности. В стремлении школы найти свою индивидуальность появилась необходимость приобщения детей и подростков к проектной культуре, изучения и использования основ дизайна. Цель обучения дизайна – это стремление научить детей развивать воображение и творческое мышление, вести исследование доступных им проблем, способность организовывать свою работу, создавать и воплощать в жизнь проекты. Параллельно этому развиваются многие способности: коммуникативные, математические, манипулятивные, социальные, личностные. Школьный кружок «Оформитель» способствует поликультурному развитию и профориентации учащихся.
Несколько лет назад у группы учащихся, входящих в школьный кружок «Оформитель», появилась идея разработки дизайна современной сельской школы. Взвесив свои возможности: наличие материала, инвентаря, оборудования для выполнения намечаемых работ, кружковцы взялись за создание и разработки проектов по улучшению интерьеров помещений школы.
Был разработан опросник «Школа глазами учеников». Анализ результатов показал, что школа, ее внешний вид и оформление классных комнат влияет на восприятие и мышление учащихся. Идеи, предложенные учениками и учителями, превратились в проекты «Визитка школы», «Моя классная комната», «Новое лицо школы», «Комфорт, уют, здоровье».
Проект «Визитка школы». Фойе – это преддверие школы. Естественно, оно должно отражать в своем оформлении неразрывную связь школы с жизнью, главные события дня. Потому главный информационный блок был размещен в фойе первого этажа. Стенды «Беседка» «Тебе, выпускник», «Все обо всем» «рабочие», информация на них часто меняется. Уникальность оформления фойе – витражи. Выполняются они ежегодно в виде рисунков на оконных стеклах из тонкой белой бумаги. Проект «Моя классная комната». Классные комнаты являются местом, в котором ученики находятся продолжительное время, поэтому их оборудование и оформление должно отвечать не только эстетическим, но и педагогическим требованиям, иметь различный художественный облик. Каждый кабинет имеет свой неповторимый облик. Большая ниша в кабинете ИЗО служит «холстом» для кружковцев, на ней они создают свои картины. Кабинеты географии и иностранного языка украшают карты, написанные маслом на всю стену. Карты выполнены в масштабе, и служат прекрасным учебным пособием.
Проект «Новое лицо школы». Не осталась без внимания и территория школы. Учащиеся, работающие над этим проектом, старались добиться классического стиля перепланирования участка.
Проект «Комфорт, уют, здоровье». Оформление любого интерьера немыслимо без цветов и зелени. Каждый кабинет и коридор школы украшают растения. На втором этаже школы в «зеленом» блоке создан целый фитомодуль, который придает особую привлекательность и уют.
Известна истина, что учить молодежь понимать прекрасное нужно с детства. Дизайн школы как нельзя лучше способствует этому.
|