В конце апреля в Оренбурге прошло одно из самых значимых событий в образовании – финал областного этапа конкурса педагогического мастерства «Учитель Оренбуржья – 2016». В третий раз принимала участие в этом празднике учительских талантов наша школа: в 2011 году завоевал призовое место в областном конкурсе Алексей Витальевич Уткин, он же представлял нашу область в Москве, в 2013 году лауреатом конкурса стала педагог-психолог Елена Викторовна Данилова, и вот теперь вышел в областной этап призёр зонального конкурса учитель информатики Александр Михайлович Глобенко.
А.М.Глобенко и А.В.Уткин
В финале областного конкурса мы увидели уже знакомые лица: такие яркие и запоминающиеся личности были у нас на зональном конкурсе. Двадцать пять лучших представителей школ разных районов области от Орска до Бугуруслана съехались в лицей № 5 Оренбурга, и он на неделю стал для них вторым домом – и не только потому, что участники конкурса проводили там весь день с утра до вечера, но и потому, что атмосфера в лицее домашняя, уютная, и встретили их как давних друзей.
А.М.Глобенко и А.Г.Уржумов, победитель конкурса
Участников ожидали те же конкурсные испытания, что на зональном этапе: открытый урок, методическая мастерская, мастер-класс, защита образовательного проекта, педагогический совет и круглый стол образовательных политиков. А предварительно они вновь написали сочинение на тему «Я учусь быть педагогом 21 века».
Александр Михайлович выглядел на конкурсе очень достойно. Открытый урок он давал последним – это был шестой по счёту для комиссии урок в четыре часа после обеда, и несмотря на это и на то, что за пять минут до звонка произошёл сбой аппаратуры, урок прошёл на одном дыхании. Ни ученики шестого класса лицея №5, ни члены комиссии даже не успели устать. Во второй день все участники конкурса показали методический семинар, и по итогам двух конкурсов Александр Михайлович вышел во второй этап, где был дан мастер-класс. И вновь наш учитель был отобран для участия в следующем этапе в числе лучших десяти.
Далее участников разделили на две группы и дали время до следующего утра, чтобы подготовить образовательный проект. Это задание оказалось, на взгляд жюри, самым сложным для участников, по крайней мере, у них возникло много вопросов к авторам проектов. Однако группа, в составе которой работал Александр Михайлович, была более близка к пониманию сущности образовательного проекта. Затем группы были перемешаны, и уже в новом составе они собрались на педагогический совет. Здесь они получили возможность блеснуть своей эрудицией, высказать собственные мысли и идеи по поводу обсуждаемых вопросов. А вот с темой педсовета Александру Михайловичу не повезло – информатизация образования досталась группе соперников, а ему пришлось обсуждать проблему патриотического воспитания школьников. В итоге в пятёрку финалистов он не попал, однако оказаться в десятке лучших педагогов области – это очень достойный результат!
Что думает по поводу конкурса Александр Михайлович Глобенко, мы решили спросить у него самого.
- Александр Михайлович, конкурс «Учитель Оренбуржья» проводится с целью повышения творческого потенциала и уровня профессионального мастерства педагогов. Как Вы считаете, достигнута ли эта цель по отношению к Вам?
- Цель, конечно, достигнута. Всегда есть к чему стремиться, а теперь я приобрёл ценный опыт, переломил сам себя. Я человек не публичный, присутствовало волнение, и даже этот опыт преодоления трудностей и волнения очень важен для меня как для педагога.
- Какое конкурсное испытание оказалось для Вас самым трудным и почему?
- Мастер-класс – это самое интересное испытание, привлекает к себе внимание. Мы решили в последний момент его переделать, и только к утру новый сценарий был готов. Кроме того, урок более предсказуем, реакцию детей с большой долей вероятности можно предсказать, а вот как поведут себя взрослые, было непонятно. Окажется ли для них новой и интересной тема мастер-класса, всё ли будет ясно и справятся ли они с заданием – предусмотреть всё очень сложно.
- Есть ли что-то, чем вы остались недовольны, за что ругаете себя?
-Нет!
- Коротко и ясно, спасибо! А Вам не жаль потраченного времени, ведь на подготовку к конкурсу ушло не менее месяца? Можно было спокойно выполнять программу, заниматься сыном…
- Нашлись бы другие дела, отвлекающие от общения с учениками и со своим ребёнком. А так я занимался самосовершенствованием, время потрачено с пользой. Общаясь с замечательными учителями, пересматриваешь свой опыт, ищешь новые идеи и находишь их, начинаешь иначе смотреть на жизнь, на свою нагрузку, заботы и хлопоты, принимаешь свою работу и ценишь её.
- Как Вам понравилась организация конкурса, что произвело самое большое впечатление?
- Организация конкурса была на высшем уровне, за что большое спасибо хочется сказать Вере Анатольевне Андроник – за её заботу о нас, за то, как всё было продумано до мелочей. Самое большое впечатление произвело на меня то, как нам давали разгрузиться после столь напряжённой работы – и психологические тренинги, и боулинг, и посещение концертов, театров, музеев.
- Что было сложнее – зональный или областной этап конкурса?
- Конечно, зональный. Областной уже пошёл по накатанной дорожке, можно было внести изменения, что-то улучшить, знаешь, где какие подводные камни встречаются. Было волнительнее и, пожалуй, больше чувствовалась ответственность – не хотелось подвести район. С такой поддержкой, которую мне оказали коллеги, стыдно было не оправдать их доверия.
- А если сравнить два урока – на зональном и на областном этапе – какой доставил больше удовлетворения?
- С точки зрения методики на областном конкурсе мне было проще, я уже получил опыт разработки конкурсного урока – большое спасибо нашему завучу Людмиле Леонидовне Кудашкиной. И, конечно, обратная связь принесла больше удовлетворения – всё-таки чувствуется лицейская подготовка детей, спасибо им тоже большое.
- Александр Михайлович, в конкурсе «Мой лучший урок» на следующий год будете участвовать?
- Почему бы и нет? С такой командой и с такой поддержкой на конкурсы выходить не страшно!
С учителем года беседовала замдиректора по НМР Ю.С.Мстиславская |